Авторы |
Куц Анна Вячеславовна, аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), kuts_a.v@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию возникла объективная необходимость приведения института таможенной службы в соответствие с международными нормами таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная служба играет важную роль в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества. Коррупция в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны. Поэтому компетентность специалиста таможенного дела в значительной степени определяется сформированностью его нравственных качеств. Целью исследования является разработка модели формирования нравственных
качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили основные положения системного, аксиологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов к формированию нравственных качеств специалиста таможенного дела. Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки студентов вуза, эксперимент); математические (статистическая обработка данных).
Результаты. Разработанная модель формирования нравственных качеств специалиста таможенного дела в процессе профессиональной подготовки отражает цель, задачи, подходы, принципы, содержание исследуемого процесса, а также формы, методы, средства формирования нравственных качеств и ожидаемые результаты.
Выводы. Разработанная модель представляет собой аналог педагогического процесса, организованного в Пензенском государственном университете по направлению подготовки (специальности) «Таможенное дело» и направленного на формирование как профессиональных компетенций, так и нравственных качеств специалиста.
|
Ключевые слова |
модель, формирование, нравственные качества, специалист таможенного дела, педагогический процесс, профессиональная подготовка
|
Список литературы |
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учеб. пособие / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1989. – 356 с.
2. Мамчур, A. M. Гуманитаризация высшего образования курсантов вузов / А. М. Мамчур. – Саратов : СВИРХБЗ, 2004. – 496 с.
3. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Мастерство, 2001. – 272 с.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2002. – 384 с.
|